В краевой клинической больнице проведена редкая операция на головном мозге
Пациенткой на первую операцию с пробуждением стала девушка 29 лет, страдающая тяжёлой формой эпилепсии, не поддающейся медикаментозной коррекции. Пациентка страдала от частых эпилептических приступов с речевыми, жестовыми автоматизмами, головной болью, судорогами в конечностях и потерей сознания. Приступы могли повторяться до 6-8 раз за день. Пациентка была направлена в стационар ККБ после приема невролога-эпилептолога консультативно-диагностической поликлиники краевой больницы для прехирургического отбора.
Консилиум из нейрохирурга, невролога, нейрофизиолога должен был принять решение, подходит ли хирургический метод лечения данной пациентке, насколько высок риск и каков прогноз на успешный исход операции. В отделении общей неврологии пациентке провели видео-электроэнцефалографический мониторинг продолжительностью 56 часов. Были выполнены провоцирующие приступ пробы - гипервентиляция, фотостимуляция, на фоне отмены антиконвульсантов, с депривацией сна (недостатком или полным отсутствием сна), исследование электроэнцефалограммы в состоянии физиологического сна. В результате обследований было зафиксировано три стереотипных эпилептических приступа, установлена зона начала эпиприступов, совпадающая с зоной структурных изменений по МРТ (склероз левого гиппокампа).
Комментирует врач-нейрохирург краевой клинической больницы профессор Павел Геннадьевич Шнякин:
- Молодая пациентка страдала левополушарной височнодолевой эпилепсией с частыми серийными приступами. Судороги фиксировались с 15 лет, и компенсировать их с помощью противоэпилептических препаратов не удавалось. Оперативное лечение давало возможность избавить пациентку от приступов более чем в 70% случаев, - пояснил нейрохирург.
Команда врачей приняла решение удалить часть левой височной доли и гиппокамп используя метод awake-хирургии – вмешательства с пробуждением. Это связано с тем, что в левой височной доле у правшей расположен центр речи, и есть вероятность повредить его на операции.
При awake-хирургии пациента вводят в наркоз, нейрохиуррг выполняет наиболее болезненный этап – трепанацию черепа, после чего анестезиолог будит пациента, экстубирует и дальнейшую операцию пациент переносит в сознании. В реальности это выглядит так: нейрохирург производит манипуляции на открытом мозге пациента и одновременно задаёт ему вопросы, внимательно слушая ответы. Если пациент задерживается с ответом, нейрохирург останавливает манипуляции и «уходит» из опасной зоны мозга.
- Больная чувствовала боль, только если я задевал оболочки мозга, сама ткань мозга лишена болевых рецепторов, - поясняет нейрохирург Павел Шнякин.
После операции прошла неделя, и уже можно говорить об ее успешном результате: эпилептические приступы у пациентки не отмечаются, речь сохранена в полном объеме, состояние и самочувствие удовлетворительные.
Этому событию предшествовала длительная подготовка специалистов: обучение нейрофизиолога отделения нейрохирургии №2 в ряде федеральных клиник, покупка клиникой необходимого нейрофизиологического мониторинга, большая организационная работа заведующего отделением нейрохирургии №2. Завершающим этапом подготовки стало обучение в марте 2025 года в нейрохирургическом отделении ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России группы специалистов: нейрохирурга Павла Шнякина, анестезиолога Николая Довбыша и нейрофизиолога Валерии Рославцевой.
Отметим, что описанная операция – первая в Красноярском крае, раньше awake-хирургия выполнялась исключительно в крупных федеральных клиниках.