История спасения: Жизнь держалась на трёх нитках

Кардиохирурги Красноярской краевой клинической больницы спасли пациента с оторвавшимся клапаном сердца.

В 1998 году гражданину Азербайджана Сади Наримановичу Курпаны в новосибирском медицинском центре имени Мешалкина провели операцию по замене двух митральных и аортального клапана.

Через 10 лет была еще одна операция - новосибирские врачи установили пациенту кардиостимулятор.

В 2024 году после перенесенной вирусной инфекции состояние Сади Наримановича стало ухудшаться. Ткани одного из клапанов стали рыхлыми. Нити, которыми клапан был пришит к миокарду, практически его пропороли, и клапан буквально держался на трёх ниточках.

Рассказывает брат пациента Назим Исаков:

- Об опасности инфекций нас давно предупреждал лечащий врач профессор Назаров. Я отправил ему медицинские документы Сади, и доктор сказал, что нужно срочно оперировать клапан. Мы получили приглашение в институт Мешалкина, но у них есть ограничения – у пациента не должно быть серьёзных сопутствующих заболеваний, а у брата проблемы с почками, печенью, желудком. Назаров рекомендовал нам срочно обратиться в краевую больницу и назвал имя Андрея Владимировича Пустовойтова.  

Пациент поступил в отделение кардиохирургии в крайне тяжёлом состоянии с явлениями полиорганной недостаточности – у него отказывали почки и печень, а перед подачей больного в операционную открылось носовое кровотечение. При плановой операции любое кровотечение – безусловное противопоказание к операции.

- Кардиохирургические операции проходят в условиях искусственного кровообращения на гепарине – для отключения системы свертываемости крови, - говорит сердечно-сосудистый хирург Павел Ерахтин, лечащий врач Сади Курпаны. - Если у пациента есть даже минимальный риск кровотечения, плановая операция отменяется, не говоря уже о состоявшемся кровотечении за несколько часов до вмешательства. Пациент может потерять слишком много крови. Но выбора у нас не оставалось - это была операция спасения. Благодаря тому, что у нас многопрофильный стационар, нам помогли коллеги оториноларингологии - выполнили переднюю и заднюю тампонады.

Отметим стойкость самого пациента - он пережил крайне тяжёлый период в жизни.

- Сейчас я уже ни о чём не переживаю, - делится Сади Нариманович. - Главный мой спаситель Павел Евгеньевич взял меня на стол в очень тяжёлом состоянии, наверное, не каждый врач рискнул бы, а он сделал все успешно. Я жив, и благодарю за это весь персонал отделения. Здесь все ласковые, все молодцы – и врачи, и медсёстры, и медбратья – спасибо всем. 

Важную роль сыграли родные и близкие: помогли – оплатили операцию гражданину другого государства и оказали важную моральную поддержку.

- Мы являемся единственным приёмным отделением экстренной кардиохирургической помощи на весь край, - говорит Павел Ерахтин. - С одной стороны, это наша боль, а с другой - огромный плюс. Боль, потому что приходится работать 24\7, в любое время ты должен быть на телефоне, быть готовым встать у операционного стола. А плюс в том, что работа с такой группой пациентов – бесценная практика. Счастье, что у нас есть сильнейшая кардиореанимация, которая позволяет нам работать, не волнуясь о том, что происходит «за спиной». Плечо анестезиолога крайне важно в экстренных ситуациях. Операция Курпаны была технически очень сложная, но не менее сложна послеоперационная реабилитация. Мы всё поправили, восстановили гемодинамику, исключили кровотечения, но потом 10 дней в реанимации команда реаниматологов, «вытягивала» пациента из полиорганной недостаточности, восстанавливали функцию систем органов, которые никак не могли найти между собой понимания - ни печень, ни почки, ни лёгкие. А потом 20 дней в отделении под ежедневным контролем кардиолога, очень повезло пациенту, что им занималась Ирина Васильевна Утьманова. Команда, существующая в краевой клинической больнице, ее опыт, который формировался не один десяток лет – бесценны.

- Человека лечит не только лекарство, но и отношение врачей, персонала, - уверен брат пациента Назим Нариманович. - Операцию проводил хирург Павел Евгеньевич Ерахтин, и он поставил моего брата на ноги. Раньше у Сади стояли российские клапаны, которые показали себя великолепно в течение 26 лет, а теперь совместно работают российский и зарубежный.

Павел Ерахтин уверен, что эта история запомнится надолго – клапан на трех нитках нечасто можно увидеть.  Одно резкое движение могло привести пациента к трагичному финалу.

Павел Ерахтин обращается к кардиологам, которые работают и в районах, и в городе: не надо ждать худшего, не надо ждать, когда все резервы терапии у вас в руках будут исчерпаны. Надо вовремя направлять пациента для оказания кардиохирургической помощи, трансплантации сердца. Доктор надеется, что понятие «кардиологическая команда» наконец-то заработает в полную силу - не только внутри отделений краевой больницы, не только между кардиохирургами и реаниматологами, но и по всему городу и Красноярскому краю.