Еще одну методику для спасения жизни пациентов кардиохирургического профиля освоили врачи краевой больницы

Сразу отметим, что данная технология не является «суперновой» или уникальной, кардиохирургам она хорошо известна, широко и успешно используется при определённых состояниях пациентов. Однако заслуживает внимания сам факт того, что арсенал высокотехнологичных методик, освоенных кардиохирургами ККБ, пополнился.

Подробности об использовании новой для краевой больницы методики рассказал врач сердечно-сосудистый хирург отделения кардиохирургии Красноярской краевой клинической больницы Павел Евгеньевич Ерахтин.

- Павел Евгеньевич, как называется методика и в чем её специфика?

- Называется она криоабляция предсердий по методике "MAZE IV" ("Лабиринт IV"). Процедура представляет собой создание рубцовой ткани в сердечной мышце за счет воздействия экстремально низких температур (-71 °С) в виде лабиринта, который блокирует аномальные сигналы, вызывающие фибрилляцию предсердий. При этом, сигналы о нормальном сердечном ритме проходят внутри данного лабиринта, возвращая сердечный ритм в норму. Абляция предсердий по схеме «лабиринт» в настоящее время является «золотым» стандартом хирургического лечения фибрилляции предсердий. Доказана безопасность и эффективность данной процедуры, которая способствует восстановлению стойкого синусового ритма у 86,2-91,3% пациентов. При сравнении методик, по данным различных научных работ, криоабляции и ранее применяемой в ККБ радиочастотной абляции (РЧА), пациенты в группе криоабляции сохраняли синусовый ритм на 8,3% чаще в течении 5 лет, и на 21,6% реже требовали установки кардиостимулятора после операции.

- Данная методика уже применяется в других клиниках, так ли она необходима в нашей больнице?

- Профессионализм и совершенствование являются одними из основных ценностей ККБ, а это в свою очередь обязывает нас следовать рекомендациям и принципам современной науки, внедрять для лечения пациентов новые методики наилучшим образом и в полном объеме. Фибрилляция предсердий (ФП) является самым распространенным хроническим нарушением сердечного ритма, являясь соответственно одной из самых частых причин развития и прогрессирования сердечной недостаточности, нарушений мозгового кровообращения и инвалидизации населения. По данным ряда авторов, 20-30% от общего числа острых нарушений мозгового кровообращения (инсультов) связаны именно с фибрилляцией предсердий, а риск развития данного осложнения у пациентов с ФП увеличивается в 5 раз. У пациентов с пороками митрального клапана ФП встречается в 40 - 80% случаев, при этом, наличие дегенеративного порока митрального клапана вдвое увеличивает риск ФП.

ФП очень часто сочетается с ишемической болезнью сердца (ИБС), а также у пациентов, которым требуется много клапанных коррекций. Несмотря на успешную коррекцию патологии клапанного аппарата с полной реваскуляризацией сосудов сердца, у пациентов с ФП, выявленной до операции, восстановление синусового ритма возможно лишь в 2-5% случаев.

Вмешательство на клапанном аппарате сердца без хирургического лечения фибрилляции предсердий заставляет врача выставить диагноз её постоянной формы, что означает отказ от дальнейших попыток восстановления синусового ритма, а также означает необходимость проведения пациенту антиаритмической и антикоагулянтной терапии на постоянной основе. В совокупности это значительно снижает качество и продолжительность жизни.   

Данные современных исследований говорят об обязательном хирургическом лечении ФП у больных с клапанной патологией сердца.

- Насколько это рискованная и тяжёлая для пациента процедура?

Применение данной методики достоверно не увеличивает интраоперационные риски у пациентов, несмотря на увеличение времени вмешательства.

- В каких случаях именно эта методика наиболее предпочтительна?

Существуют различные формы ФП и классификации в основном выстроены по сроку существования нарушения ритма и такому важному аспекту – восстанавливается ритм после срыва или нет. Это в свою очередь и приводит к выбору определенных методик хирургического лечения. Пациенты с пароксизмальными формами, то есть те, у кого ритм срывается и восстанавливается, еще могут быть прооперированы хирургами артрологами с хорошими результатами сохранения правильного синусового ритма – так называемая «катетерная абляция предсердий».

Пациентам же, имеющим длительно существующее, не восстанавливающееся нарушение ритма по типу фибрилляции и/или трепетания предсердий, выставляется диагноз персистирующей или, при наличии такого состояния более 6 месяцев, длительно персистирующей формы. У данной группы пациентов уже есть изменения не только в проведении импульса внутри сердца, но уже значимо увеличены сами полости сердца, зачастую они имеют клапанную патологию и/или поражения коронарных сосудов.

Таким пациентам рекомендовано операция «Лабиринт», а точнее его современная модификация «Лабиринт IV», в связи с большей эффективностью.

По данным различных научных работ, при сравнении методик криоабляции и ранее применяемой в ККБ радиочастотной абляции (РЧА), пациенты в группе криоабляции сохраняли синусовый ритм на 8,3% чаще в течении 5 лет, и на 21,6% реже требовали установки кардиостимулятора после операции.