Варвара Бахтина: «Отделению гематологии провели пересадку «сердца» и «лёгких»»
- Варвара Ивановна, недавно отделение гематологии символически отметило окончание ремонта с частичной реорганизацией блоков. Это было плановое мероприятие или оно связано с изменениями в структуре отделения?
- Это одновременно и плановый ремонт отделения, и необходимость соответствовать современным требованиям пребывания пациента гематологического профиля в стационаре. В 2022 году Красноярский край посетила комиссия из НМИЦ гематологии Минздрава РФ. По итогу визита были даны рекомендации по дальнейшему развитию гематологической службы в крае. В отделении выполнен ремонт, открыт и функционирует дневной стационар.
- На время ремонта отделение не закрывалось. Как справлялись с такими сложностями?
- Были сложности, конечно, но где их нет. Ремонтные работы в отделении проводились параллельно с лечением. Первым этапом ремонта стало открытие дневного стационара. Пациентам очень удобно, когда во время лечения они могут вести привычный образ жизни. Конечно, с определёнными ограничениями, но настроение у них гораздо лучше, когда они могут уходить домой. Поэтому, когда состояние пациента позволяет проводить химиотерапию и наблюдать в дневном стационаре - мы это делаем, а в случае ухудшения состояния - переводим на круглосуточное лечение.
Вторым этапом был проведён ремонт в круглосуточном стационаре, состоящем из 2-х блоков. Вообще была проведена огромная работа. В первом блоке появились дополнительные площади для организации палат с меньшим количеством коек и четыре двухместных палаты. Для наших пациентов крайне важна чистота воздуха, поэтому в каждый блок проведена отдельная вентиляция. Перед тем, как поступить в палаты, воздух проходит несколько степеней отчистки и согревается. К каждой кровати подведен кислород, заменена электропроводка, стали более удобными душевые и туалеты. Основной задачей этого ремонта, кроме улучшения комфорта, было повышение безопасности и для пациентов, и для персонала.
- Судя по вашему настроению, проведённым ремонтом вы довольны?
- Безусловно! Я считаю, что отделению провели пересадку «сердца» и «лёгких». Второй блок отделения в основном предназначен для проведения высокодозной химиотерапии, а в крае такую химиотерапию взрослым пациентам с лейкозами и лимфомами можно выполнять только на базе Красноярской краевой клинической больницы. Это связано с высоким риском развития осложнений - пациентам может экстренно понадобиться проведение диализа, любая операция, что возможно только в многопрофильной клинике, где любой специалист доступен круглосуточно.
Во втором блоке у нас размещены одноместные палаты для проведения высокодозной химиотерапии пациентам, которым предстоит трансплантация гемопоэтических стволовых клеток, а также для пациентов с апластической анемией – редким заболеванием, лечение которого требует изоляции пациента. Для переодевания персонала здесь оборудован специальный отсек, сестринская комната, для врачей - отдельная ординаторская.
Стены и потолок второго блока дополнительно покрыты специальными панелями для лучшей антисептической обработки. То есть, здесь всё направлено на профилактику инфекционных осложнений, ведь у наших подопечных даже обычная ОРВИ может за сутки перерасти в пневмонию, сепсис (заражение крови) и привести к летальному исходу.
- Появление дневного стационара облегчило работу вам как руководителю или добавило новых забот?
- У нас, прежде всего, увеличилась интенсивность работы. Сейчас у нас 55 коек в круглосуточном стационаре и 5 в дневном. Дневной стационар позволил перевести часть больных с круглосуточного, освободив койки для городских пациентов. В перспективе дневной стационар станет отдельным подразделением, как работают подобные стационары в ведущих больницах страны.
- По вашему опыту - сами пациенты, течение заболеваний изменились за последние годы?
- Да, портрет пациентов меняется. Очень много стало возрастных коморбидных больных (с больших количеством сопутствующих заболеваний). Конечно, и этим пациентам мы помогаем, выбираем варианты терапии, учитывая состояние больного. Все больше больных с ВИЧ-ассоциированными гематологическими заболеваниями, которые сами осложняют течение болезни, не соблюдая рекомендации врачей и отказываясь от приёма антиретровирусных препаратов. Таким пациентам крайне сложно проводить химиотерапию, так как их иммунная система уже ослаблена, и если 10 лет назад таких пациентов к нам попадали единицы, то сейчас в отделении их одновременно может быть 3-5. Лечим одновременно ВИЧ-инфекцию и проводим высокодозную химиотерапию при гемобластозах, и могу сказать, что наработали большой положительный опыт ведения пациентов с такой патологией.
- Помощь гематологическим пациентам за предыдущие десятилетия сильно прогрессировала. Какие, на ваш взгляд, методики, лекарственные препараты стали прорывом?
- Я в гематологии более 15 лет и наблюдаю, как шагнула наука вперед. Больных теперь рассматривают на молекулярном уровне. Соответственно, стремительно меняются методы лечения. Появление моноклональных антител, «таргетных» препаратов направленного действия – это прорыв. Представьте, у человека есть определенная генетическая поломка, гематологические болезни – лейкозы и лимфомы - связаны с генетической аномалией. И вот появляется препарат, который исправляет эту поломку, делает хромосому такой же, как у здорового человека. Пациент начал принимать «таргетный» препарат, и гены в хромосомах становятся на свои места - чудо же! И эти «таргетные» препараты с минимальным количеством осложнений - люди работают, строят личную жизнь, создают семью, и окружающие могут даже не знать, что человек непрерывно получает химиотерапию, благодаря которой продолжает жить. Всё более популярной становится так называемая CAR-терапия. Если коротко — это метод программирования собственных иммунных клеток на различение и уничтожение опухолевых клеток. И это - перспектива обозримого будущего.
Также стоит сказать о сопутствующей поддерживающей терапии, это препараты, которые мы назначаем во время химиотерапии для профилактики инфекционных осложнений. Это тоже очень сложные современные препараты, без которых наши пациенты погибали бы от инфекций. Появляется больше новых препаратов, обладающих точечным, направленным действием. Правда, цена у этих препаратов в десятки, а то и в сотни раз выше стоимости стандартной химиотерапии. Более доступной стала трансплантация костного мозга - как мы привыкли говорить. На самом деле, более правильно говорить - трансплантация гемопоэтических стволовых клеток. Но это то, что пока мы можем предложить нашим пациентам только за пределами Красноярского края.
- То есть, возможность проводить трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток у нас в регионе, улучшила бы общую картину помощи вашим пациентам?
- Однозначно. Многие пациенты по разным причинам отказываются ехать в другие регионы. Некоторые пациенты рецидивируют, так как очень длительные организационные процедуры, а для пациента, например, с острым лейкозом, на счету буквально каждый день ремиссии. Большое количество проблем для пациентов можно было бы решить, если бы разные виды терапии проводились в одном учреждении: в одном отделении выполнили химиотерапию, добились ремиссии, затем, при наличии показаний - перевели в другое отделение, где провели трансплантацию. Такому краю как наш - сильному и богатому - необходимо отделение для проведения пересадки стволовых клеток. Но пока вопрос трансплантации костного мозга для взрослого населения в крае остается открытым.
- Говоря о развитии гематологического отделения в краевой больнице, нельзя не сказать о роли его идеологического родителя – предыдущего заведующего отделением Виктора Ивановича Москова.
- Наш Виктор Иванович – исключительный человек. Таких, в принципе – единицы. Человек беззаветно преданный профессии, вложивший большую часть своей жизни в работу. Врач, буквально спасший сотни людей. Виктор Иванович недавно отметил 60-летие трудовой деятельности в краевой больнице, представляете! И он до сих пор работает. Я лично и все сотрудники отделения его безгранично уважаем, любим и ценим. Без него, без его энергии и энтузиазма достижения отделения сегодня выглядели бы намного скромнее. Так вот, даже Виктор Иванович не перестаёт удивляться достижениям современной гематологии. Раньше о многих болезнях мы могли прочитать только в книгах или журналах, а сейчас мы сами верифицируем такие диагнозы, которые встречаются с частотой один на миллион. Врачи постоянно учатся, мы посещаем различные конференции, общаемся с коллегами из других регионов и центральных клиник, проводим телемедицинские консультации с ведущими клиниками. У нас принято открыто обсуждать тактику лечения разных пациентов, советоваться друг с другом. Никто не стесняется.
- Работа с гематологическими пациентами считается одной из наиболее трудных морально, ведь уже на этапе диагностики врачи понимают, что не всем пациентам они смогут помочь. Как вы лично и ваши сотрудники «нейтрализуете» эмоциональные нагрузки?
В нашей работе, как и у любого человека, бывают периоды подъёма и спада настроения. Переживаем, когда не удаётся помочь нашим пациентам, тем более с некоторыми мы знакомы не один год, знаем и общаемся с их родственниками. Но не всё в наших руках. Наши сотрудники очень разносторонние - занимаются конным спортом, балетом, фитнесом, есть садоводы, любители путешествий. У каждого своя отдушина.
- На символическом открытии обновлённого отделения гематологии присутствовал представитель Православной Церкви отец Андрей. По чьей инициативе?
- Это было совместное решение коллектива. Знаете, хотелось приступить к работе в новых условиях, как с чистого листа. А что может быть чище и светлее, чем вера, вера в лучшее, светлое! Вера в то, что работа, которую мы выполняем в отделении ежедневно, старания всего коллектива краевой клинической больницы по созданию наилучших условий для пациентов, приносит свои плоды – спасение жизней. Мы привыкли обращаться к Богу, когда у нас проблемы, просить что-то у него, надеяться и верить… В России принято освещать жилище и считается, что после этого в нём пребывает сам Бог, который оберегает и помогает его жильцам. Так пусть он и нам помогает в таком важном деле.
- Как пациенты реагировали на появление священнослужителя в палатах?
- До приглашения отца Андрея мы спросили пациентов, не против ли они посещения священнослужителя. Практически все восприняли это с огромным воодушевлением и радостью. В некоторые палаты мы сами не заходили, остерегаясь, что инфицируем пациентов с отсутствием лейкоцитов. Но как раз эти больные просили зайти к ним, говорили, что целый день ждали, когда освятят палату и можно будет пообщаться со священником. Люди в большинстве своем верят в Бога и его помощь.
- В заключение: что можно сказать о профилактике и ранней диагностике заболеваний крови? Что сами пациенты и их близкие могут сделать, чтобы не запускать болезнь или своевременно поставить диагноз?
- Нужно строго соблюдать рекомендаций врачей. Диспансеризация, профосмотры – это всё помогает в ранней диагностике гематологических заболеваний. Важной составляющей профилактики гемобластозов является своевременное лечение инфекционных заболеваний, ведь доказана связь опухолевого процесса с вирусами и бактериями. Ну и самая главная профилактика — положительные эмоции. А они как раз во многом зависят от нас с вами!