Профессор Евгений Безруков: врач должен совершенствоваться там, где он работает
В апреле прошлого 2022-го года команда хирургов Института урологии и репродуктивного здоровья человека провели несколько сложных операций совместно со специалистами краевой больницы. Евгений Безруков возглавлял делегацию Сеченовского университета. Московские коллеги отметили высокий профессиональный уровень наших врачей и порадовались техническому оснащению операционных Красноярской краевой клинической больницы.
Медико-исследовательский центр курирует работу урологов в пяти федеральных округах. Евгений Безруков регулярно посещает Томскую, Кемеровскую, Новосибирскую области, Красноярский, Алтайский край и республику Хакасия и отлично представляет и существующие сложности, и достижения коллег. Накануне он вновь посетил Красноярск и коллег из краевой больницы.
Евгений Алексеевич, вы не в первый раз в нашей больнице и можете наблюдать динамику развития урологического направления – что было три года назад, год назад. Сегодня какие у вас впечатления?
- У нас сотрудничество многолетнее и обусловлено не только дружбой между урологами Москвы и Красноярска, а ещё и взаимодействием национального медико-исследовательского центра по урологии – НМИЦ по урологии, которым является Сеченовский университет. С 20-го года мы плотно курируем урологию Красноярского края, занимаемся многоэтапной подготовкой врачей Красноярского края. Первоначально врачи учились у нас в Сеченовском университете. В прошлом году я приезжал с командой сюда, мы показывали несколько операций. Сейчас идет следующий этап работы - уже ваши врачи оперируют, а я им помогаю.
Судя по вашему настроению, вы удовлетворены тем, что увидели?
- Врача-хирурга нельзя научить за один день, за месяц, нельзя научить оперировать в условиях только Сеченовского университета, потому что, другое оборудование, другой подход. Врач должен совершенствоваться там, где он работает. У вас созданы для этого все условия. Что касается оборудования Красноярской краевой клинической больницы – оно на высшем уровне. В этот раз я оперировал в новом хирургическом корпусе, не покривлю душой, если скажу, что здесь не то что, не хуже, чем в клинике Мейо (Mayo Clinic), а просто – одно и то же оборудование.
Очень нравится ваш подход к осуществлению безопасности выполнения манипуляций и хирургических вмешательств для каждого пациента – ношение браслета, соблюдение чек-листов - это сводит риск врачебной ошибки к минимуму, просто к нулю. Я курирую урологию других регионов и мне есть, с чем сравнить. У вас вопрос безопасности пациента поставлен на самый высокий уровень.
В прошлом году, примерно через месяц после вашего визита, в краевой больнице появился современный мощный лазер, который значительно расширил спектр выполняемых урологических вмешательств. Влияет ли ваше участие на закупку необходимого оборудования для нужд региональных клиник?
- Здесь, скорее, не прямое, а опосредованное влияние. Часто бывает, что клиники сначала покупают оборудование, а потом начинают подготовку специалистов. Мы же пошли по другому пути – зная, что планируется закупка нового оборудования, а это занимает определённое время, мы начинаем учить врачей заранее, в рамках сотрудничества НМИЦ и министерства здравоохранения Красноярского края. К моменту поставки оборудования врачи уже подготовлены и сразу начинают работать.
Можно ли сказать на опыте 3-х лет, что схема взаимодействия между центром и регионами, принятая в 2020-м году, работает эффективно?
- Она жизнеспособна, это точно. Врачи красноярской краевой клинической больницы проходили обучение на базе нашего Университета. Одни учились работе с лазером, другие – лапароскопии, третьи – выполнять уретропластику. Есть момент, на который я хотел бы обратить особое внимание – в чём красноярская урология является лидером в стране – в трансплантации почек и коррекции урологических осложнений после данных операций. Во многих клиниках трансплантологи не занимаются урологическими осложнениями, и пациенты вынуждены мигририровать между урологами и трансплантологами. В Красноярске эта служба сконцентрирована в одних руках. Есть уролог, он же трансплантолог, он знает особенности операций. В частности, сегодня была проведена операция – молодому человеку ранее трансплантировали почку, однако возникло урологическое осложнение – стриктура мочеточника. Трансплантация была проведена не в Красноярском крае, и сегодня мы с коллегами из краевой больницы успешно решили данную задачу. То есть, это говорит о том, что больные начали приезжать в Красноярск из других регионов.
И, насколько я знаю, это не единичный случай, когда пациенты из других регионов едут целенаправленно к красноярским специалистам…
- Существует интернет-сообщество больных поликистозом, которые находят врачей для выполнения определённых операций. К урологам из Красноярской краевой клинической больницы целенаправленно едут такие больные. Даже у нас в клинике нет такой концентрации пациентов с данной патологией, а в Красноярске есть. В вопросах трансплантации почек, коррекции урологических последствий трансплантации, в наблюдении за этими пациентами - Красноярск безусловный лидер. Я думаю, что не только в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Работа только набирает обороты. Думаю, что в наступившем году мы увидим ещё больше интересного.
Что ещё входило в программу вашего визита на этот раз?
- В рамках нашего сотрудничества был сделан обход урологического отделения краевой клинической больницы, мы обсудили больных, которые в нём находятся. До этого мы их консультировали в дистанционном режиме - такая практика у нас активно используется. Мы провели несколько интересных урологических операций. Хочу подчеркнуть, что если с 20-го года мы старались обучать и внедрять стандартные операции, то сейчас речь идёт о технически более сложных операциях, которые должны выполняться в лечебных учреждениях 3-го уровня, которым и является Красноярская краевая клиническая больница. Это сложные оперативные вмешательства, которые недоступны и невозможны для выполнения в районных больницах. Также в программе было заседание Общества урологов Красноярского края, где я выступил с докладом.
Новая аппаратура, новые технологии – это звучит хорошо, но что это значит для каждого конкретного пациента с определёнными проблемами?
- Знаете, что поменялось за эти годы - у нас в Москве становится меньше пациентов из Красноярского края. К нам их попадает всё меньше, потому что ваша хирургия сегодня на высоте, и люди могут получить необходимую помощь, не выезжая за пределы региона.
Какие планы, пожелания на будущее?
- Что хотелось бы сейчас пожелать вашим хирургам – так это покупки роботической системы. В центральных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, в Краснодаре такие комплексы есть, и, конечно, для такого большого региона как Красноярский край, такой комплекс однозначно нужен и не только для урологов, но и для хирургов - колопроктологов, гинекологов, сердечно-сосудистых хирургов. Эта система позволит еще больше повысить качество оперативных вмешательств.