Высокотехнологичный метод лечения гигантских аневризм головного мозга при помощи поток-перенаправляющего стента (flow divertion) теперь доступен для наших пациентов

Данная методика - имплантация поток-перенаправляющего стента - считается наиболее физиологичной, поскольку при имплантации стента происходит реконструирование стенки артерии. О перспективах использования новой для краевой клинической больницы методики рассказал заведующий отделением РХДМЛ Никита Литвинюк.

- Никита Владимирович, различные методы лечения аневризм головного мозга в краевой больнице применяются уже несколько лет, почему понадобилась новая методика?

Да, на протяжении многих лет в краевой клинической больнице выполняется эмболизация аневризм головного мозга, особенно при разрывах, при остром геморрагическом инсульте, когда требуется срочное вмешательство, выполняются и плановые эндоваскулярные вмешательства. Рутинное вмешательство, которое мы давно выполняем – эмболизация аневризмы микроспиралями, когда в аневризматический мешок сосуда заводятся специальные тонкие спирали, которые заполняют полость аневризмы и тормозят кровоток. Полость аневризмы тромбируется, и она постепенно выключается из кровотока. Но для того, чтобы спираль удерживалась в сосуде, аневризма анатомически должна быть, как мешок или кувшин – с широким основанием и узким горлышком. В этом случае, когда мы туда ставим спираль, она не вываливается и не закрывает сосуд.

Сложность выполнения этих интервенций заключатся в том, что каждая аневризма отличается от другой, нет двух одинаковых. Довольно часто аневризма не имеет такой «шеи» вообще, в этом случае надёжно закрепить спираль в сосуде практически невозможно, она не будет держаться. Существуют различные техники, когда спираль поддерживается баллоном, когда устанавливается специальный стент для фиксации спирали, чтобы она не проваливалась в русло сосуда – и это мы всё это применяем. Здесь же методика уникальная в принципе. Вот мы прооперировали пять пациентов с гигантскими аневризмами. Это большие аневризмы, на которые потребовалось бы большое количество таких спиралей, и при этом, всё равно оставались бы большие риски реканализации и сохранялась большая полость, которая давит на мозговое вещество. Гигантская аневризма – это всегда намного больший риск повторной реканализации, разрывов, повторного роста и так далее.

- И новая методика в ситуации с большими аневризмами является альтернативой?

Можно оперировать их открытым способом – в нашей клинике нейрохирургами успешно выполняется клипирование аневризм, часть сложных аневризм, нестандартных, забирают на себя открытые нейрохирурги. Но, опять же – большие аневризмы – большие риски. Например, некоторые локализации аневризм, которые мы оперировали, не очень чётко визуализируются, чтобы безопасно наложить клипсу, хотя наши нейрохирурги очень опытные, в частности, профессор Павел Геннадьевич Шнякин, выполняет клипирование очень сложных аневризм.  

До этого практически всех самых сложных пациентов мы отправляли в федеральные центры. Но всегда есть риск, что пациент либо не дождётся своей очереди, либо не доедет, поскольку спрогнозировать «поведение» аневризмы, невозможно.

- Чем принципиально отличается новая методика от тех, что уже используются нашими специалистами?

Вот эта новая опция, которая буквально только появилась у нас, позволяет, пока в небольшом количестве, выполнять эндоваскулярные вмешательства на гигантских аневризмах, устанавливать особый стент в ту проекцию сосуда, где в него входит аневризма. Структура этого стента как бы плетёная, и, благодаря этому он перенаправляет кровоток, стент не заходит в полость аневризмы и не заполняет её, но он перекрывает эту аневризму. То есть линия самого кровотока начинает проходить только по стенту, благодаря его структуре, и совсем в минимальном количестве попадает в аневризму. В аневризме прекращается циркуляция крови, и начинается процесс тромбообразования, она постепенно тромбируется и закрывается.

Если говорить бытовым языком, мы влияем на течение крови в этом сосуде так, чтобы оно проходило мимо аневризмы, вообще выключаем аневризму из кровотока, кровь перестаёт в неё попадать. Мы меняем гидродинамику и перераспределяем кровоток так, чтобы он проходил через стент и проходил дальше.

- Внедрить новую технологию для нашей больницы вам помог коллега из Санкт-Петербурга Виталий Сергеевич Киселёв. Почему именно он?

Виталий Сергеевич Киселёв, заведующий отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения Ленинградской областной клинической больницы - опытный нейро- и рентгенэндоваскулярный хирург, специализирующийся на лечении патологий сосудов головного мозга, поэтому мы пригласили его, как специалиста уверенно владеющего данной технологией. 

- Чьими руками проводились вмешательства – вашими или его?

Ставили сами, технические моменты озвучивались доктором. Как любой инструмент, эндоваскулярная хирургия требует понимания каких-то базовых вещей. В нашем случае – что из себя представляет данный стент, как он раскрывается, как его правильно укладывать, чтобы это было максимально эффективно, потому что каждый стент имеет свои особенности, это сложная система с точки зрения правильного его позиционирования - максимально эффективного для лечения заболевания.

- Что дальше, какие перспективы?

Это дорогостоящая методика и пока, при всём желании, мы не перекроем все потребности региона, но при этом у нас появляется опция – пациентов наиболее высокого риска всё-таки здесь лечить, тем самым снижая риски повторных разрывов. Безусловно, наиболее сложные аневризмы мы всё равно будем направлять в федеральные центры, потому что они аккумулируют у себя тысячи подобных вмешательств, но здесь мы должны иметь опцию помочь пациенту, понимая, что он просто-напросто может не дождаться, либо не доехать до центра, где ему эту помощь своевременно окажут. 

В этом году мы отобрали первые 5 человек для выполнения данного вида высокотехнологичного вмешательства, на следующий год надеемся увеличить их количество. Пациенты отбираются из тех, что поступают к нам в клинику в нейрохирургические отделения. Мы смотрим, кому сможем выполнить эмболизацию с помощью спирали, кому - какими-то спиралями ассистирующими методиками. И теперь мы понимаем, что есть ряд пациентов, которым мы можем выполнить установку данного вида стента в условиях нашей клиники, а не отправлять их в федеральные центры.

- Этим пациентам в дальнейшем потребуется ещё какое-то лечение?

Все пациенты с этими стентами, естественно, будут нами наблюдаться. Через полгода мы сделаем им ангиографическое обследование - посмотрим, как аневризма себя ведёт. Вообще, считается, что до года она закрывается полностью, и здесь очень важно, что риски повторного разрыва минимизируются. Просто требуется время, чтобы аневризма закрылась. Соответственно, сам пациент живёт спокойнее, понимая, что вопрос с его аневризмой решён, его родные и близкие живут спокойно, не переживая, что в любой момент может случиться непоправимое.